24 июня, 2011

Поместье Кристера

Хочу рассказать об удивительном месте. Есть в Киеве на Сырце старинный деревянный особняк, который считается памятником архитектуры русского деревянного зодчества (архитектор Шилле). К сожалению, он недоступен для простых смертных - его окружает высокий бетонный забор с колючей проволокой. Благодаря моей маме я приравнялась к избранным. Территория бывшего НИИ довольно обширна, и вся сплошь застроена простенькими "коробочками" институтских зданий, а потому двухэтажный особняк с филигранной деревянной резьбой на фасаде смотрится там чужим и ужасно одиноким. Поэтому он оброс шелковицей, стыдливо спрятав свои покосившиеся стены и побитые окна от случайных заинтересованных им посетителей.

Крыша уже провалилась внутрь здания

Первым впечатление от увиденного дома и его плачевного состояния был комок  в горле и удушливые слезы - так меня поразил его вид и немая мольба о помощи. Желая избавится от, неизвестно откуда нахлынувшего, чувства вины, я решила исследовать парк за домом. Так я обнаружила три исполинских бука, посаженых рукой хозяина поместья Вильгельма Готлиба Кристера.



Чтобы понять всю мощь этих великанов, скажу,
 что оградка вокруг ствола доходит мне до груди
Камера просто не в состянии захватить все дерево целиком.
Это лишь жалкий его кусочек  его мощной кроны

В стремлении нарыть еще сокровищ, я устремилась в глубь чащи. Но, увы, меня ждало жестокое разочарование: за парком уже много лет никто не ухаживает, его покрывает  не только ковер из опавшей листвы, но и груды мусора... С трудом я обнаружила тропинку вдоль забора и решила посмотреть куда она меня приведет. 


Злополучная тропинка
И привела она меня к двум большим и злым собакам, взявшимся просто из неоткуда. Я перепугалась не на шутку. Холодок пробежал по спине и у меня задрожали руки. Я знаю, как опасны псы, охраняющие свою территорию. Один из псов бросился в мою сторону. Я остановилась, глядя прямо ему в глаза. Он тоже остановился, но лаять не перестал. Я сделала шаг назад, не поворачиваясь спиной к животному. Потом еще несколько шагов, медленно, стараясь не выказать своего ужаса. Собак сократил расстояние, но нападать не стал. Спасибо ему. Он еще пробовал приблизится, но я, заметив маневр, тут же застывала на месте. Это подействовало и пес отстал. Еще немного полаяв для приличия вместе с товарищем, который, по видимому, охранял будку. 


Я вернулась назад, радуясь благополучному исходу. Вот так выглядело мое небо над головой:





Я сочла более безопасным продолжить осмотр дома. И вот то, что вызвало в моей душе бурю незабываемых эмоций.

Вид сзади. Я первая, кто заснял особняк с тыла.
Так близко "чужаки" еще не подбирались
Тот же вид, только более крупным планом  
К сожалению, фото не очень хорошего качества -
фотоаппарат я не взяла, пришлось снимать на телефон,
а яркое солнце постоянно давало яркие блики
Прикрываю телефон рукой: солнце портило кадр
О когда-то роскошном крыльце напоминают лишь деревянные  колонны
Неприветливая надпись вместо двери центрального входа в особняк.
Взгляните на остатки деревянной резьбы над крышей


Теперь товарищами дома с историей стали два мусорных бака...
Крыльцо бокового входа превращено в мусорник:
 сломанный электрочайник, старая обувь, бутылки,
строительные отходы и мебель
 - вот далеко не полный список хлама,
сваленного не только на крыльце, но и внутри дома 
Поручни лестницы одного из входов в дом

Уже делая последние кадры дома, меня окликнула женщина с пропускного пункта: "Здесь нельзя фотографировать!" Почему, она так и не смогла вразумительно ответить. Нельзя и все тут. Странно, правда? Ведь дом является архитектурным памятником, а значит должен быть открыт для свободного доступа. А он просто разваливается под натиском времени и стихий: крыша вконец впала внутрь, окна разбиты, стены покосились и вот-вот развалятся, дерево просто гниет и трухнет... Думаю, что  через пару лет от него не останется и следа. Надо же, столько лет никто не уделял особняку должного внимания. А ведь какой мог быть музей! Ему уже 161 год! 


К счастью работница проходной оказалась на редкость доброй и разговорчивой, и мне удалось выудить из нее немного информации, а именно имя хозяина - Кристер. Еще она посоветовала мне снять особняк и прилегающий к нему заброшенный парк, усыпанный сплошь и рядом мусором, с балкона 16-этажки напротив. Я последовала ее совету.

Сердобольная консьержка в 16-этажке в дом меня не пустила: дескать, дом-то милицейский и пущать никого нельзя. Но весь вид  ее в этот момент говорил, что за шоколадку она пустит туда и киллера с базукой. Но взятки давать я не умею да и шоколадку хотелось съесть самой. Поэтому я осталась без панорамного вида. Простите меня за это. Бабулька еще добавила, что снимать там абсолютно нечего. Дом с плохой репутацией. "Там был бордель!",- заявила она. Я порылась в интернете, но ничего подобного там не нашла. Откуда у консьержки такие сведения? 

Зато я обнаружила этот дуб. Подойдя поближе я увидела табличку и надпись на ней "Дуб Кристера". Уже дома я нашла в нете информацию о нем. "ДУБ КРИСТЕРА. Возраст около 700 лет, высота 25 м., обхват ствола 6,2 м. Одно из самых старых и больших деревьев Киева." В других источниках дубу 600 или 800 лет. Тут, видимо, среднее арифметическое. 

ДУБ КРИСТЕРА. 
Его крона, естественно, не поместилась в объектив
Вот еще коротко о самом владельце поместья:
В 1838 году князь Радзивил пригласил Вильгельма Готлиба Кристера (1812 – 1890) на свою ткацкую фабрику в городе Хабно (сегодня – Полесское). Сколотив состояние (общая сумма жалованья составляла шесть тысяч пятьсот рублей серебром за год), через 10 лет Кристер переехал в Киев, где купил на Приорке участок у князя Эстергази, расчистил его от деревьев и в 1850 году создал фирму «Садоводство и семенное хозяйство «В. Кристер».
Сначала он завел на своем хуторе молочную ферму, а затем заинтересовался садоводством. Выписывал из-за границы сортовые семена, экспериментировал – и в итоге создал питомник плодовых деревьев и декоративных кустарников.  
Вскоре площади усадьбы становится недостаточно, и он берет в аренду земли в селе Фузиковка по Житомирской дороге и в селе Демидов, где закладывает питомники. 

С 1859 года Вильгельм Кристер издает каталоги, в которых описывались разнообразие сортов и цены. В 1862 году, через двенадцать лет после появления Кристера на Приорке, каталог предлагал 155 сортов яблок, 158 сортов груш, 30 сортов слив, 24 сорта черешен.4 

Работой на фирме занималась почти вся семья: жена Мария и пятеро детей – Юлиус, Эдмунд, Эдвард, Матильда, Эмма, Лаура. По-сле смерти Кристера дело продолжил старший сын Юлиус. Как и отец, он имел звание почетного гражданина Киева, принадлежал ко второй купеческой гильдии. Юлиус входил в садовую комиссию городской думы и попечительский совет Подольской женской гимназии. 

Отец и сын, Вильгельм и Юлиус, похоронены на семейном кладбище. Однако надгробные мраморные плиты растащили для своих строящихся домов после ВОВ новые поселенцы. Поэтому место захоронения двух выдающихся киевлян остается не известным до сих пор. 

А перед войной на месте жилмассива Виноградарь был колхоз с одноименным названием. Председательствовал в нем грузин Майсурадзе. Его хозяйство считалось новаторским – специализировалось на садоводстве, выращивании винограда, арбузов.  

После войны помещение усадьбы использовали как хотели: размещались в ней аудитории техникума, использовал его «почтовый ящик», даже какое-то время здесь был склад ядохимикатов. 

9 комментариев:

  1. Деревянные особняки столетней давности пропитаны каким-то теплом, энергией...Мне, кажется, их надо сохранять, оставлять потомкам, как музейные экспонаты...Но, видимо, власти не до этого. Уж очень здесь лакомый кусок земли! Несколько гектаров да еще в изумительном месте города.

    ОтветитьУдалить
  2. Галя, это ведь такой позор -что такое шикарное здание, пропитанное историей, энергетикой стоит и догнивает-рушится. И гнить будет еще долго -в те времена умели строить на века... А как представишь, какая там жизнь кипела... в чем его суть "памятника архитектуры" если никто за ним не ухаживает, еще и фотать нельзя... просто риторический вопрос. и хорошо, что собаки тебя не покусали)

    ОтветитьУдалить
  3. Мам, да, пропитаны. Иногда энергетические разряды зашкаливают и энергетика прошлого сильно давит на психику. Я вот еще думала о том, что, если бы Кристер увидел во что превратили сад и дом, то умер бы во второй раз... Какие же мы варвары!

    ОтветитьУдалить
  4. Ксюш, здание очень красивое и у него очень жалостливый вид. НЕ знаю, как можно было спокойно наблюдать из окна, как такая красота рушится! Ограничились просто присвоением ему высокого звания. Конечно, с одной стороны даже лучше, что особняк за забором - так его хоть вандалы не разобрали и наркоманы там с бомжами не живут. А с другой стороны, закрыть к нему доступ и завалить его мусором - это тоже кощунство

    ОтветитьУдалить
  5. А то, что меня собаки не покусали - это не просто хорошо, это, вообще, - чудо!)))

    ОтветитьУдалить
  6. Ух ты! С удовольствием почитала и посмотрела фотографии! Спасибо бесплатному интернету в финских библиотеках :)
    Очень красивая фамилия - Кристер..
    Фотографии классные и пишешь интересно, Галя, молодец! Может скоро и до книги дойдет! Вот Стэфани Мэйер тоже была дома с детьми, а потом написала Сумерки :) (Я прочитала все 4 книги уже, не много не мало, примерно по 700 и больше страниц в каждой).
    История с собаками просто жуть!
    Кстати, Юлиус, Эмма и Лаура считаются финскими именами :)

    ОтветитьУдалить
  7. Как давно ты не оставляла у меня комментариев, Оксан!)) История с собаками и мне не понравилась:). Может и дойдет до книги. У меня уже и пару идей есть, нужно время найти. Только нужно со слогом потренироваться еще

    ОтветитьУдалить
  8. Компьютер поломанный! Мне не так часто удается нормально в библиотеке посидеть в интернете! Так что извини, что не получается часто комментировать сейчас. Но я все равно слежу за тобой ;)

    ОтветитьУдалить
  9. Следишь?...))) ясно. Ну и за это спасибо))

    ОтветитьУдалить

Спасибо за Ваш комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...